Руководство единственного в Москве частного аэропорта Домодедово обратилось в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) с просьбой увеличить сбор, взимаемый с каждого самолета за взлет и посадку в аэропорту. Как следует из письма ведомства, направленного в правительство (копия есть в распоряжении «Известий»), Домодедово мотивирует свое предложение ростом платы за аренду аэропортовой инфраструктуры в 4,5 раза.

Как следует из документа, в 2012 году размер арендной платы, перечисляемой аэропортом в бюджет за пользование аэропортовой инфраструктурой — взлетно-посадочными полосами, радионавигационными системами и т.д., вырос с 92 млн рублей до 410 млн рублей. Для того чтобы компенсировать увеличившуюся финансовую нагрузку и сформировать фонд для содержания и ремонта инфраструктуры, по расчетам специалистов ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», необходимо увеличить сбор за взлет и посадку самолетов на 72%. В принципе руководство Домодедово согласно и на меньшее — повышение сбора только на 18%. Но этого хватит только на компенсацию нагрузки от выросшей аренды, ничего не останется на ремонт, развитие и модернизацию инфраструктуры.

Сегодняшний размер сбора за взлет и посадку в московских аэропортах составляет порядка 160 рублей за 1 т максимального взлетного веса самолета. К примеру, Sukhoi Superjet-100 имеет максимальную взлетную массу всего 45,9 т, и сбор с каждого борта составляет 7,3 тыс. рублей. Для Airbus 330 с максимальной взлетной массой 230 т сбор составляет уже 36,8 тыс. рублей. Но на фоне всех прочих затрат на полет (стоимость топлива, аэродромное обслуживание, аэронавигация, авиационная безопасность) этот сбор невелик и большого значения не имеет.

В ФСТ «Известиям» подтвердили факт обращения Домодедово с просьбой о повышении тарифного сбора за взлет и посадку.

— Доля этой составляющей в цене билета невелика, и цена билета в основном зависит от ценовой политики авиакомпании, — пояснил представитель ФСТ. — Изменение этой составляющей, скорее всего, или совсем не скажется на стоимости билетов, или скажется весьма незначительно.

Согласны с такой оценкой и независимые эксперты. По мнению главного редактора авиационного портала avia.ru Романа Гусарова, незначительное повышение стоимости билета возможно, но пассажиры его вряд ли заметят.

— Речь идет об увеличении цены билета на 20–30 рублей, для большинства пассажиров это пройдет незамеченным, — говорит эксперт. — Однако при 25–26 млн пассажиров, проходящих ежегодно через аэропорт Домодедово, получаются значительные суммы: порядка 500–600 млн рублей, сопоставимые с их годовой ставкой аренды.

Представители «Трансаэро» и S7, осуществляющих рейсы из аэропорта Домодедово, не стали комментировать ситуацию. Так же поступил источник в Росавиации. Впрочем, источники «Известий» в авиаперевозчиках, тоже не видят особой проблемы в росте сбора за взлет и посадку на 72%.

Но обращение Домодедово подтолкнуло ФСТ обратить внимание на непрозрачность механизма определения суммы арендной платы. Необходимо понять, кто должен финансировать развитие аэродромной инфраструктуры, из каких составляющих должна формироваться арендная плата, какова экономически обоснованная ставка и кто должен выступать получателем денег.

— Необходимо навести порядок в этом вопросе, чтобы появилась возможность целенаправленно развивать наши аэропорты. Для этого нужно разобраться в вопросе целевого назначения арендных платежей за аэродромную инфраструктуру, — говорит источник, близкий к руководству ФСТ.

Специалистами ФСТ уже разработаны и переданы в Минэкономразвития предложения о модернизации системы расчета арендной платы и расходования этих средств. В зависимости от целевого назначения арендных платежей ФСТ предлагает несколько методик, позволяющих определить экономически обоснованный размер.

Первый вариант предусматривает компенсацию за счет арендных платежей расходов балансодержателя имущества аэродромов на уплату налогов и амортизационных отчислений. При этом размер арендных платежей может рассчитываться исходя из балансовой стоимости арендуемого имущества с учетом размера начисленных на это имущество налогов и амортизационных отчислений. Также в составе арендной платы могут учитываться и расходы балансодержателя на ремонт и поддержание инфраструктуры в соответствии с техническими нормативами, в случае если эта обязанность прописана в договоре аренды.

По второму варианту арендный платеж будет включать компенсацию расходов на развитие федеральной инфраструктуры, в том числе строительство новых аэродромов. Основной для расчета станет сумма необходимых инвестиций для развития гражданской аэродромной сети в соответствии с утвержденными программами. Таким образом, обновленная методика предусматривает дифференцированный подход к определению размера арендной платы для аэропортов различных категорий в зависимости от балансовой стоимости арендуемого имущества, объемов фактически оказываемых с помощью этого имущества услуг и средств, необходимых на его развитие.

ФСТ предлагает также два варианта распределения собранных средств. Согласно первому, платежи могут идти на развитие того аэродрома, с которого они собираются, на основе программы его развития. Второй вариант предлагает аккумулировать на федеральном уровне все собранные деньги и распределять их исходя из необходимых инвестиций всех аэродромов. По мнению ФСТ, получателем средств в таком случае могут являться или федеральный бюджет, или ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Им будет доверено распределение денег в соответствии с программой развития федеральной аэродромной инфраструктуры. Какая из них будет выбрана и реализуется, в тарифной службе пока предполагать не берутся.