Президент Грузии Михаил Саакашвили в одном шаге от лишения права распускать законодательное собрание и назначать правительство по собственному усмотрению. 21 марта после более чем четырехчасовых дебатов в парламенте соответствующая поправка единогласно была принята под аплодисменты.

Это было первое чтение, но теперь уже ясно, что аналогично завершатся голосования 22 марта во втором и третьем.

— Теперь в Грузии нельзя будет сформировать правительство, не пользующееся поддержкой народных избранников, — объяснил «Известиям» суть поправки председатель комитета парламента по юридическим вопросам Вахтанг Хмаладзе.

Председатель парламента Давид Усупашвили, который проводил консультации не только с коллегами по «Грузинской мечте», включая телефонные с премьер-министром Бидзиной Иванишвили, но и в кулуарах здания в Кутаиси и даже в курилках с «националами», объяснил, что «все депутаты соглашались по содержанию поправки, но имелись разногласия по форме». Чтобы добиться положительного результата, «мечтатели» выполнили даже требование Саакашвили — провели предварительное голосование. Этим шагом президент хотел продемонстрировать, что в его партии нет раскола и что решение принимается с его согласия.

Руководитель грузинского НПО «Институт стратегии управления» Петрэ Мамрадзе в беседе с «Известиями» сказал, что президент использует эту интригу «для своего пиара». Это подтвердилось сразу же после голосования — в специальном выступлении по ТВ президент, выглядевший довольным и эмоциональным, несмотря на урезание полномочий, продемонстрировал, почему для него было принципиальным рейтинговое голосование.

— Мы готовы к согласию. Но не смиримся с давлением, притом что нас шантажировали, запугивали, — сказал он.

Бидзина Иванишвили отметил, что «не требовал голоса «националов»: пусть поступают так, как считают нужным».

По мнению Петрэ Мамрадзе, теперь Саакашвили и его движение будут вести себя более агрессивно, однако «ресурсов довести дело до гражданской войны у них нет». Как считает эксперт, «настроения в обществе такие, что, если Саакашвили будет вставлять палки в колеса новой власти, в какой-то момент это вызовет такой гнев народа, что грузинский президент может разделить участь Чаушеску».

Следующим принципиальным моментом, который Саакашвили и его движение теперь будут лоббировать, очевидно, станет недопущение возвращения парламента в Тбилиси. Для президента, инициировавшего ранее перенос парламента на 240 км на запад от столицы, это тоже принципиальный вопрос. И на его решение также нужно 100 голосов.